МОЙ ЛЮБИМЫЙ  РУССКИЙ ЯЗЫК


 ИНТЕРАКТИВНОЕ 

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА,

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

  ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Как выглядит задание?

 Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают". Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и нрамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений и применяйте цитирование.  Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Как писать сочинение на лингвистическую тему?
1. В первом абзаце формулируем тезис. Начать можно непосредственно с предложенного высказывания.
2. Во втором абзаце поясняем значение понятия "словарь" и приводим в качестве иллюстрации одно лексическое явление из текста.

Лексические явления  для аргументации

  • синонимы, антонимы;
  • фразеологизмы; 
  • лексика с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные);
  • лексика с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные)
  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы);
  • лексика с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные);
  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).

    Чтобы выделить какое-либо лексическое явление, лучше сначала выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная мысль текста. Например, текст, предложенный в демоверсии, о том, как дороги были героине письма сына; какую сильную боль она испытала, утратив их;  о бессердечии детей, укравших письма. Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на это. Ценность писем для героини подчеркивается словами  "бесценные листочки" (бесценный - книжное слово, листочки - синоним к слову документы с уменьшительно-ласкательным оттенком значения). Боль героини от утраты последней памяти о сыне выражена в словах: "он (голос) угас" (слово "угас" употреблено в переносном значении, это метафора). На жестокость детей указывают слова: «вызывающая» агрессия, «официально-нечеловеческий» голос. Они являются экспрессивными (т.е. выразительными).

 3. В третьем абзаце объясняем значение термина "грамматика" и приводим пример одного грамматического явления из текста.

Грамматические явления для аргументации

  • однородные  члены предложения (усиливают выразительность речи: воссоздают зримые картины, служат средством создания яркого описания (ряд прилагательных), динамических картин (ряд глаголов);
  • обособленные  члены предложения (обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения);
  • вводные конструкции (выражают оценку и придают экспрессивную окраску высказыванию);
  • обращения (отражают свойственные разговорной речи интонации (нежности, участия и т.д.), служат для придания речи эмоциональности);
  • разные типы односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);
  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).

    Удобнее всего находить и комментировать предложения с вводными конструкциями, обращениями,  однородными членами. Они есть в каждом тексте и, кроме того, обычно упоминаются в тестовых заданиях к тексту (задания В4,В5).

4. В четвертом абзаце - вывод.

Шаблон сочинения

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания.

Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли.  Например, автор использует …, чтобы заставить нас задуматься о ….

Во-вторых, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, то есть   закономерности употребления  в речи словоформ, словосочетаний, предложений, текстов. Без знания грамматики невозможно построить связное высказывание. Грамматика позволяет увидеть логику  рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, автор использует …, чтобы выразить ….

Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

 Пример сочинения на основе текста демоверсии ГИА 2012 года

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания.

Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли.  Например, автор использует экспрессивную лексику: «вызывающая» агрессия, «официально-нечеловеческий» голос (предложение 24). Эти слова  заставляют нас задуматься о жестокости и бессердечии детей, укравших у старой женщины  дорогие ей письма - последнюю память о погибшем сыне.

Во-вторых, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, то есть   закономерности употребления  в речи словоформ, словосочетаний, предложений, текстов. Без знания грамматики невозможно построить связное высказывание. Грамматика позволяет увидеть логику  рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, автор использует предложения с однородными членами («Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел», «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда), чтобы выразить нарастающее психологическое напряжение, усилить эмоциональный отклик на прочитанное.

Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.


 

 

 

 




 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz